Способна ли собака испытывать чувства вины и стыда, присущие нам, людям? Может ли она понять, за что ее наказывает человек, и не допускать подобных проступков впредь? Что нужно знать человеку для того, чтобы научиться правильно взаимодействовать с четвероногим другом, и чему следует у него поучиться, – об этом нам расскажет Сергей Юрьевич Черников – зоопсихолог, Президент Ассоциации прикладной зоопсихологии, по совместительству – психолог человеческий.
►► Сергей Юрьевич, что такое собачья совесть? И есть ли она у собак в принципе?
Хочется вспомнить такую классическую ситуацию, которая сразу же приходит на ум и наблюдается довольно часто: собака в доме начинает грызть все подряд, портит вещи и мебель. Хозяин, поймав собаку на «месте преступления», наказывает ее. Но на следующий день все повторяется снова с той лишь разницей, что нашкодившее животное пытается прятаться, опускает хвост и прижимает ушки. Опять все погрызено, может быть – даже в большем масштабе, но при этом собака демонстрирует поведение, которое мы принимаем за раскаяние и чувство вины. То есть собака вроде бы все поняла, но продолжает пакостить. Возникает некий замкнутый цикл: собака вредит имуществу – ее наказывают. В квартире множество вещей оказывается испорчено, а собака с каждым разом все больше опасается прихода своего владельца. Такую картину можно наблюдать достаточно часто.
Наверное, самое важное, что отличает собаку от человека, – это то, что мы можем осознать свои поступки, а собака – нет. Для людей важно не только осознавать свои поступки, но и уметь сравнивать их с нравственными ценностями общества. И если происходит нестыковочка, вот тут-то нас и начинает мучить совесть.
Понятно, что у собаки таких сложных механизмов нет, да, в общем, она в них и не нуждается. Таким образом, мы смело можем сказать, что собака – бессовестное животное. Собака делает то, что она хочет, и всегда считается со своими желаниями.
►► А как тогда объяснить поведение, когда собака понимает (а она ведь понимает!), что она что-то сделала не так: вот, например, то самое прижимание ушей и попытка спрятаться от хозяина – ведь это же не что иное, как понимание вины и того, что ей сейчас влетит?..
Если животное прижимает ушки, это может значить, что оно чего-то боится или в чем-то не уверено. В чем же не уверена собака в вышеприведенной ситуации? А не уверена она оказывается в своем хозяине, а точнее – в его действиях. Ведь, как мы уже поняли, сделала она все так, все правильно, с собственной позиции, естественно. А за что тогда влетит? Именно отсутствие ответа на этот вопрос и вызывает в ней неоднозначные эмоции, ведь чувство вины и угрызения совести она абсолютно не испытывает. Кстати, именно отсюда произрастает впоследствии собачья хитрость.
►► Как тогда правильно, например, отучать собаку грызть вещи? И вообще, как ей объяснить, что такое «хорошо» и что «плохо»? Какие механизмы замещают у собаки совесть?
Можно сказать, что совесть у собаки замещает процесс приспособления. То есть свои поступки и действия собака оценивает не так как мы, категориями «хорошо-плохо», а собственной выгодой. При этом значимыми понятиями оказываются «приятно-неприятно», «комфортно-дискомфортно» и т.д. Иными словами, по-человечески, можно сказать, что собака думает примерно так: «Что же я получу в результате своих действий?» Именно оценка по результату оказывается решающей в действиях собаки. Значит, чтобы отучить собаку грызть вещи, нам надо позаботиться об изменении результата ее действий, помня о том, что этот результат будет оценивать сама собака. При такой «игре» с вещами собака неизменно получает удовольствие, то есть положительный результат. Из этого следует, что нам надо создать результат отрицательный, например, чем-то в нее бросить, когда она грызет вещь, или создать ей другое неприятное ощущение. С другой стороны, мы можем просто лишить ее приятных ощущений, либо надев намордник, либо убрав вещи. Эта привычка угаснет сама через некоторое время.
Хочется обратить внимание, что о наказании, которое происходит, как правило, после содеянного, здесь речи не идет, так же как и о проявлениях этой самой совести.
С другой стороны, чтобы разрушительные действия собаки свести к минимуму, а также для правильного развития питомца, владельцу потребуется, совсем не думая о собачьей совести, способствовать реализации нормальных потребностей животного, а также компенсировать альтернативной деятельностью деструктивное поведение. Почти так, как мы способствуем этому у своих детей в детских садах и студиях раннего развития. Например, при грызении вещей надо не столько отучать собаку от этого, но, в первую очередь, приучать грызть что-то другое. Возможно, это будут игры с игрушками, имитирующими добычу, или даже совместная с хозяином «охота» на какую-нибудь латексную курицу или утку.
Строго говоря, владелец собаки вообще несет довольно большую ответственность. Как любой вожак стаи, как любой учитель, он отвечает за реализацию потребностей учеников. И в этом смысле человек играет роль учителя, а собака выступает этаким учеником. И от хозяина требуется понять, какие же потребности собаки он должен реализовать.
►► Что касается обучения: обучать животное, которое не способно понимать и анализировать, нужно четко следуя определенным собачьим категориям понятий, то есть тем из них, которые заложены в собаку природой. На какие понятия человек должен опираться при дрессировке своей собаки? Ведь собакам не присущи чисто человеческие чувства – это так?
Да, собакам, действительно, не присущи чисто человеческие чувства. Это, прежде всего, чувства, имеющие абстрактную, логическую или моральную окраску.
Вспомним, что основные категории «собачьей психологии» – это «Я хочу!» и «Насколько мне это приятно или выгодно?», а основным языком является не речь, а знаки. Значит, вместо обвинений и разговоров о совести надо использовать правильные и понятные собаке подкрепления ее действий, не только отрицательные, но и положительные, а вместо большого количества слов и лекций – знаковый язык животных. Например, положение собственного тела или определенные ритуалы. Если собака как бы «обижается», будет не лишним вспомнить, что она тебя ни в чем не обвиняет, а значит, ты сам подкрепляешь это внешнее проявление обиды. Ну а при как бы «ревности» от хозяина потребуется правильное распределение внимания между членами семьи-стаи.
►► Собака способна испытывать чувство привязанности, чувство любви, или нет?
Привязанность – да, конечно. Собака, так же как и мы, привязывается к членам семьи. Это способствует ее лучшей адаптации и выживаемости в природе. А вот любовь… Стоит, наверное, спросить людей, что это такое. Не каждый ответит на этот вопрос. Касаемо собаки нам тоже сложно сказать о том, что это, потому что мы сами не определили для себя, что за чувство такое – любовь. Собака любит по-своему.
►► Я говорю о случаях, когда, например, собака живет рядом с трассой, с тем местом, где сбили ее хозяина. При этом она не хочет покидать это место и не идет ни к кому. Что это?
Я знаю похожие истории, когда собака жила на кладбище, рядом с могилой хозяина. Конечно, может это и похоже на любовь: человеческая любовь иногда бывает схожа с подобными проявлениями этого чувства у собак. Вообще, любовь имеет очень большой животный мотив, который способствует созданию пары – семьи, и тем самым – продолжению рода. Наверное, с позиции животного мира – это и есть та самая любовь. Но у людей есть еще один компонент, который они вкладывают в это слово – духовность. А тут получается – «любовь по-животному». Для собаки в подобном случае возникает ощущение потери стаи, вожака. И она не знает, что ей дальше делать и как дальше жить – она этого не умеет. Хотя для нее – это не обязательно печальная история, в отличие от того, как мы эту ситуацию воспринимаем. Она там живет, и ей там лучше. Просто по-другому она не может и не умеет.
Строго говоря, владелец собаки вообще несет довольно большую ответственность. Как любой вожак стаи, как любой учитель, он отвечает за реализацию потребностей учеников. И в этом смысле человек играет роль учителя, а собака выступает этаким учеником. И от хозяина требуется понять, какие же потребности собаки он должен реализовать.
►► То есть это – не верность и не преданность, это какой-то другой поведенческий механизм?
Мы интерпретируем такое поведение через наши человеческие понятия преданности и верности, но механизм – сильная привязанность, доведенная до зависимости, и отсутствие необходимых навыков для дальнейшей самостоятельной жизни.
►► Но в подобных случаях, как я понимаю, особь сама для себя принимает решение дальше не жить?
Да. Или у нее не хватает для этого опыта, или не хватает навыков охоты, не хватает определенных черт характера, чтобы покорить какую-то территорию или найти новую стаю. Животное, конечно, может испытывать стресс, но он со временем проходит. При отсутствии опыта такой собаке дальше жить одной сложно. Чаще всего такие истории происходят с собаками породистыми, домашними, которые имеют очень сильную связь с хозяином. Связь на уровне зависимости. Тогда потеря хозяина для собаки очень трагична.
Как правило, такими животными движет и неготовность к принятию новой стаи, хотя если бы такие собаки вошли в стаю – для них это было бы лучше. Таким образом, природа делает свой отбор, и остаются особи, которые способны жить более качественно.
►► Это продолжение все того же естественного отбора…
Да, безусловно.
Еще хочется сказать, что часть правил у животных, в частности – у собак, переходит по наследству: это знания инстинктивные; а часть – и причем, по результатам последних исследований – это большая часть, переходит к собаке путем обучения. Собачий социум очень похож на социум у людей: есть собаки-педагоги, которые обучают младшее поколение этим правилам. Но между нами существует очень большое «НО»: правила и нормы у собак, которые передаются и инстинктивным, и приобретенным путем, обязательно способствуют выживанию рода и отчасти выживанию самой особи. А правила у людей зачастую не способствуют этому. Некоторые человеческие нормы приносят нам не счастье, а болезни, страдания и иногда даже гибель. Психозы и неврозы нередко связаны именно с соблюдением каких-либо норм, противоречащих друг другу.
Проблема в том, что у человека зачастую духовные ценности не стыкуются с морально-этическими и возникает внутренний конфликт. А у собаки такого конфликта нет. Собака подчиняется тем правилам, которые установлены в стае, и ей от этого хорошо.
►► Получается, что нам есть чему поучиться у собак?
Абсолютно точно. И мы в этой связи говорим о том, насколько свободны собаки и дети (когда они могут быть таковыми) и насколько они потом становятся несвободными, когда взрослеют. Так что, если хотите стать по-настоящему свободными, учитесь у детей и у собак!
Наверное, самое важное, что отличает собаку от человека, – это то, что мы можем осознать свои поступки, а собака – нет.
Беседовала Юлия Адинцова
Собачий Остров Dog’s Island №3 (17)